В Брюсселе почти ничего не понимают.
В Брюсселе не понимают, почему люди умирали на Майдане под флагами Евросоюза. Почему нельзя было оставлять Януковича президентом еще на несколько месяцев. Почему Украина не развалилась на куски и почему украинцы так яростно отказываются признать войну гражданской. Не понимают, какая огромная работа сделана по реформам и почему этого так ужасающе мало. И почему народ всё время недоволен. И почему так много желающих отправить правительство в отставку. И почему рейтинг премьера был высок и так быстро упал до нуля. И кто такие волонтеры и зачем. И почему Минские соглашения не имеют никакого отношения к реформам и евроинтеграции, и какой вообще в них смысл. И почему все так хотят увидеть новые имена в политике, и почему их нет. И как так вышло, что гражданское общество сильно, а государство слабо. И почему украинцы «раскачивают лодку» и отказываются принять идею стабильности, и хотят новых выборов. И почему цель Кремля — не Украина, а сам Евросоюз. Ничего этого в Брюсселе не понимают.
Потому что мы им не рассказываем.
Информационное поле наполнено российской пропагандой, а новости из Украины всегда негативные: скандалы, обстрелы, опять скандалы. Мы остаемся «на радаре» Евросоюза, но отражаемся на экране не как молодое перспективное дарование, которое засияет всеми гранями таланта, лишь только получив поддержку, а как проблемный угрюмый подросток с плохими привычками, от которого одни неприятности, и хорошо бы его побыстрее сбыть с рук и вздохнуть с облегчением.
А дело в том, что Украина просто слишком молода. Европа сама была такой всего лишь 200 лет назад. Двести лет назад Европа стремилась к модернизации и замене отсталых политических элит, не пускавших ее в будущее. Европа вырывалась из тисков рабства и стремилась к свободе и достоинству. Тогда совершались революции и творились политические нации. Тогда впервые открывались экономика и политика, и было это не всегда легко и приятно. Тогда собирались из осколков современные страны и выстраивались современные государственные аппараты.
С тех пор старушка Европа остепенилась, пережила ужасы мировых войн и достигла массового благосостояния. Она забыла молодость и с легким ужасом взирает на свою юную племянницу, переживающую все проблемы взросления одновременно. И жутко хочется куда-то ее пристроить, чтобы не иметь этих проблем.
Но Украина нужна Европе. Задним умом Европа понимает, что это ключевой элемент европейской безопасности. Отдать Украину сегодня — значит получить огромные проблемы завтра. Победивший Кремль (а на самом деле победившая Лубянка) немедленно примется раскачивать европейский корабль во все стороны через поддержку правых и левых радикалов, террористов и пораженцев, через купленные медиа и продажные «интеллектуальные сообщества», блокирование работы международных организаций, через воздушные и морские провокации, а то и через «зеленых человечков» где-нибудь под Нарвой или Даугавпилсом. Не говоря уже о том, что черная дыра на востоке породит потоки беженцев, не сравнимые с нынешними.
Но всё это будет когда-нибудь потом. А сейчас избиратели хотят мира и хороших новостей, хотят свободно торговать с Россией. И слишком велик соблазн свернуть проблемы и засунуть куда-то в шкаф, с глаз подальше.
Поэтому наша задача — говорить с Европой. Говорить на ее языке, используя для этого все механизмы. Назначить наконец посла в Брюсселе (как мы можем себе позволить не иметь представителя в столице Европы?). Назначить посла Украины в НАТО. Регулярно десантировать в Брюссель и главные европейские столицы украинских философов и деятелей культуры, проводить круглые столы, конференции, открытые лекции и выставки. Публиковать статьи в европейских медиа. Проводить визиты на высшем уровне. Дать необходимые ресурсы украинским дипломатам. Рассказывать о достижениях (ведь #перемоги у нас достаточно даже на фоне бесконечной #зради). Говорить о проблемах понятным языком. Вписывать это всё в европейский контекст.
Когда пожилая тетушка Европа увидит в диковатой девочке-подростке не источник бесконечных проблем и нарушителя спокойствия, а сильную молодую личность, напоминающую ее в молодые годы, мечтающую, увлекающуюся, совершающую по молодости и незрелости массу ошибок, но преодолевающую вызовы и готовую быть надежным партнером в обороне и созидании, — тогда слово «Украина» станет модным в Европе.
Значительная часть современной Украины 300 лет была одной из основополагающих частей Российской Империи. В Европе прекрасно понимают, что 300 лет не вытравишь за 30. Проблема еще в том, что у Европейцев есть опасение “проглотить отравленную конфету”. Победа Януковича после Майдана говорит о не изжитой тоске по Империи у значительной части украинцев. Есть основания полагать, что Украина может пройти путь Германии 100 летней давности.
Конечно, диалог с Европой важен на всех уровнях. Но нельзя вырваться из имперских лап только с помощью пиара. Нужны довольно радикальные изменения в стране. Изменения на встречных курсах. Сверху (то что делает М. Саакашвили), Снизу (через институализацию волонтерства). Не менее важно идейное разоблачение имперской идеологии (экономические, социологические, психологические аспекты). Здесь серьезную помощь могут оказать наработки “народничества”. Таких идеологов народничества как Шишко, Чернов, Лазарев, Чаянов и Кондратьев. Как минимум, у них можно взять конструктивную критику имперской идеологии и царского и коммунистического разлива.
Как специалист по антикризисному управлению знаю насколько важно не только проводить реформы сверху и снизу, но и заниматься идейным конструированием будущего для каждого работника, а не только для группы своей поддержки!