Sergey Karandin написал отличную статью о роли Агентства по закупкам. Я хотел бы в ответ высказать свою точку зрения, которая в целом совпадает.
Я смотрю на Агентство в следующем ракурсе.
У него есть три основные функции:
1. Policy making – реализация гос политики в области закупок – сейчас за это отвечает методология и аналитика Департамента гос закупок МинЭка
2. Quality assurance – контроль за соблюдением стандартов – сейчас это делают отделы мониторинга Департамента
3. Services – предоставление разъяснений, техническое администрирование необходимого софта и т.п. – сейчас это делает ДП «Зовништоргвидав», отдел разъяснений Департамента.
Сейчас система работает следующим образом:
1. Все регулирование сосредоточено в Департаменте. Они определяют политику, разъясняют законодательство и … получают по 3 тыс грн зарплаты.
2. Единственная возможная коммерческая часть – на сегодня это монопольное администрирование вэб-портала гос закупок – находится у коммерческого ДП «Зовништоргвидав», где по слухам ЗП доходят до 24 тыс грн.
Не очень сбалансированная система, т.к. регулируют и несут ответственность одни, а зарабатывают совсем другие.
Как необходимо реформировать с моей точки зрения:
1. Policy making – должно оставаться в государстве. Но там должно работать до 10 человек.
2. Services – нужно выносить в частный сектор. По аналогии с тем, как мы хотим, чтобы много частных площадок давали доступ к ИТ-системе гос закупок, также и крупные аудиторские компании могли бы разъяснять нормы законодательства, например.
3. А вот с Quality assurance можно поступать по-разному:
a. Можно оставить в государстве – проблема в том, что в попытке защитить потребителя зарегулируют по максимуму
b. Можно отдать на гражданский совет или СРО – проблема в том, что некое количество первых игроков будет невольно стараться закрыть рынок для следующих
Общий принцип – должна быть понятная мотивация. Кто рынок регулирует тот и зарабатывает в случае успеха или теряет в случае неудачи. Тогда работает.
В Грузии – это Агентство по закупкам. Оно может и деньги зарабатывать и политику определять. У нас пока до сих пор не ясно возможна ли такая организационно-правовая форма.
Юристы, ваше мнение?
ГО “Прозорі закупівлі”
Реформа госзакупок: как обеспечить неприрывность изменений?
В последние несколько месяцев усилиями лучших представителей украинского общества и иностранных экспертов проделано немало шагов по реформированию системы госзакупок: в апреле принята новая редакция закона, идет общественное обсуждение концепции реформирования госзакупок, подписан соотвествующий меморандум.
Желание более быстрых изменений заставляет задуматься об эффективности тех инструментов, которые мы используем для преобразований.
Согласно Закона Украины «Про здійснення державних закупівель» (ст.8) функция обобщения практики госзакупок, изучение мирового опыта, взаимодействие с общественностью по вопросам развития системы госзакупок отнесено в ведение Министерства экономического развития и и торговли.
По моему мнению, сотрудники Департамента государственных закупок Министерства делают все возможное для поддержания статуса Департамента как основной площадки для проведения реформ. Однако в условиях отставки министра и многомесячного нахождения главы Департамента на больничном выступать локомотивом реформы крайне сложно.
Эти трудности, проявившиеся в течение нескольких пост-майдановских месяцев, призывают задуматься и над скоростью реформ, и над их неотратимостью.
Можно ли обеспечить постоянство развития системы госзакупок в стране, в которой практикуется квотный принцип распределения министерских портфелей и отсутствует успешный опыт экономических реформ как таковых?
Давайте посмотрим на действующих участников системы госзакупок.
Среди них можно выделить 4 группы постоянных участников – центральные органы исполнительной власти, местные органы власти, бизнес и громада.
Центральные органы представлены министерствами, которые призваны пользоваться системой госзакупок для эффективного управления средствами госбюджета.
Местные органы исполнительной власти в системе госзакупок управляют своими бюджетами. Государственные и коммунальные предприятия, в зависимости от источника финансирования, отнесем к первой или второй группе.
Третью группу представляет бизнес, участвующий в гос.торгах. Чем больше предприятий участвует в торгах, тем выгоднее для местного и государственного бюджета. А также для всей экономики в целом, поскольку конкуренция стимулирует бизнес к развитию.
Бенефициарием усилий первой, второй и третей групп участников системы госзакупок является четвертая группа – общество. Члены громады получают выгоды за счет конкуренции и эффективного использования бюджетов.
Представители этих четырех групп наиболее заинтересованы в эффективной системе госзакупок, поскольку эксплуатируют ее ежедневно. Конфликт их противоположных интересов выступает необходимым источником развития всей системы.
Наличие постоянной площадки для обсуждения изменений и полномочий для имплементации лучших практик придаст реформе и необходимую скорость, и постоянство развития.
Таким уполномоченным органом в сфере госзакупок, может выступить Агентство госзакупок, которое может быть создано на базе Департамента госзакупок Министерства экономики. Подчиняется Агенство, как орган исполнительной власти, Премьер-министру.
Постоянное представительство интересов четырех групп постоянных участников может обеспечить Наблюдательный совет, сформированный по квотному принципу: по четверти представителей от гос.органов, местных органов, бизнес-сообществ и общественных организаций. Исполнительный орган Агентства назначается Премьер-Министром.
Сразу оговорюсь: изменение регулирующего органа – это не есть сама реформа, но лишь ее составная часть.
Агентства госзакупок с разными функциями существуют во многих странах – Грузия, Португалия, Ирландия, Нидерланды.
Выгоды от создания Агентства госзакупок могут быть следующие:
1) Полноправное представительство интересов основных участников системы через Наблюдательный совет;
2) Учет интересов местных органов власти, особенно в условиях расширения их полномочий;
3) Скорость развития системы обеспечит постоянная площадка для обсуждения изменений и полномочия для их имплементации;
4) Прямое подчинение Агентства Премьер-Министру поднимет реформу госзакупок из министерских недр на необходимый уровень;
5) Персональная ответственность членов Наблюдательного совета и исполнительного органа за развитие системы госзакупок. Открытость голосований обеспечит надлежащую прозрачность;
6) При смене власти в результате выборов независимость Наблюдательного совета Агентства от его исполнительного органа выступит определенной гарантией осуществления реформ.
Сергей Карандин,
член общественной организации «Прозорі закупівлі», входящей в Гражданскую платформу «Нова Країна». С марта 2014 года ее члены на волонтерской основе работают над реформой госзакупок. Наша цель – построить лучшую в мире систему госзакупок.
Висловіть свою думку