Итак, Путин “достойно ответил” Западу, запретив ввоз жрачки в страну. Что само по себе вызвало шквал вопросов, и даже тонкого английского юмора. Что характерно – это не запрет на ввоз например европейской одежды или бытовой техники (с чем могли помочь китайские товарищи), это именно жрачка (гламурная), которую России заменить банально нечем. А еще например автомобили, и снова БМВ на жигули не поменяешь… Тут 2 интересных момента. Эти самые “санкции” – имеют такую форму которая максимально отразится именно на потребительском рынке.
С одной стороны – демонстрируют готовность Кремля ко всяким тяготам и лишениям, которые упадут на головы именно что ширнармасс, меню кремлевской столовки думаю не сильно пострадает. А вот “массы” пусть привыкают… Во вторых это именно “запрет на ввоз”. Если Запад своими санкциями ограничивает доступ России к своему бизнесу (от финансовых ресурсов до технологий), то Россия решила отлучить Запад от своего потребительского рынка, то бишь от денег. Причем денег которые уже в карманах граждан. Путин рассматривает эти самые деньги как собственность (и инструмент) государства, и потому смело ими распоряжается. Понимаете в чем суть? Если еще нет, то пора рассмотреть комбинацию этих двух факторов.
Итого, чем была Россия (и “русский мир”) еще вчера? Это были весьма значительные природные ресурсы, которыми весьма агрессивно (и довольно успешно) торговал именно Кремль, лично-ли, или в лице ряда аффилированных лиц и компаний, по сути пресловутого кооператива “Озеро”. Которое и стало собственно в стране основной (и единственной) правящей силой. Когда-то участников этого процесса было больше, но Путин их всех передушил, тем или иным способом, добившись по сути монополии. Но это еще не все, кроме того там существовала некая система перераспределения этой самой природной ренты, что обеспечивала собственно ширнармассам относительно высокий уровень жизни. Начиная с личного дохода, и заканчивая всякими публичными зрелищами, вроде Олимпиады, или новых небоскребов в Грозном. И эта “система перераспределения” была важнейшим элементом всей картины, возможно даже более важным чем сама та нефть…
А эти самые “россияне”, с весьма солидным как для постсоветского пространства доходом – были фундаментом “русского мира”, демонстрируя “всем остальным” верность пути и мудрость вождя. Не “духовные скрепы” держали тот “мир”, а вполне даже материальные… Данная ситуация определяла и весьма высокий уровень внутренних цен (то бишь привлекательность внутреннего рынка), и давала российским компаниям (в основном банкам) определенные ресурсы к экспансии. Москва успешно боролась за звание самого дорогого города Европы, и это тоже имело свои последствия. И это самое “перераспределение ренты” стало базой некоего общественного договора, пусть и не очень формального, того самого что обеспечивал Путину заоблачные рейтинги. Так было. В принципе ничего тут нет особо необычного, все то-же самое мы видим у всяких саудитов, с поправкой конечно на масштаб мероприятия. И нужно тут заметить что “нефтяной коммунизм” саудовского образца выглядит куда более фундаментальным. Однако принцип один и тот-же.
И разнообразные всякие ширнармассы таки ценили эту систему, вплоть до того что одобряли вроде-бы нужную (по мнению Кремля) для ее развития экспансию, и даже готовы были нести жертвы (вплоть до личного участия в колониальных войнах). Но при этом ширнармассы за эти самые нефтебаксы – широко пользовались (или думали что пользуются) благами той самой западной цивилизации. Не всеми конечно благами (например про демократию они и не слышали, и не только), но таки некоторыми пользовались, начиная с хамона и заканчивая рейнжроверами. Считая это уже вполне само собою разумеющимся. Вот такой была картина России встающей с колен. Модель имела конечно свои недостатки, но эта модель была….
И вот теперь Путин собственноручно вогнал всей этой конструкции лом в гузно, на отмашь и с проворотом. Собственноручно ударив по тому самому “европейскому потреблению”, не дожидаясь даже пока к тому приведут “удушающие санкции”. Намекнул что пора ширнармассам отвыкать от кружевных трусов, немецких автомобилей и даже гламурного хавчика. И это покушение именно на “образ жизни”, тот самый что так часто вспоминают американцы как повод защищать его и даже за него сражаться. Он посягнул на базу того самого общественного договора. Прямо, брутально и без разговоров. Да, все это происходило под лошадиные дозы патриотического наркотика из телевизора, под “внешней угрозой”, которую сам Кремль и создал, но логическая цепочка – просто поражает своей законченностью. Для поддержания привычного уровня потребления – нужно “величие державы” и всякая экспансия, а для экспансии и величия – нужно отказаться от этого самого потребления. И точка. Взаимоисключающие параграфы, но тогда непонятно зачем весь этот цирк, и зачем России нужна вся эта политическая конструкция включая самого Путина.
Да, вата была уже почти готова кровь пролить ради защиты того “величия”, а значит рынков, дохода и потребления. Чужую кровь в особенности, но даже и свою. Но если потребление уничтожает сам Путин, то ради чего все это, и ради чего жертвы? Это по сути конец “русского мира” в том виде в котором мы его знали. И если Путин строил именно его, то он проиграл. Еще и психанул, собственноручно уничтожая остатки, это подобно Гитлеру последних дней, когда он приказал затопить метро вместе с остатками той самой нации за которую он ранее воевал со всем миром. Все диктатуры в чем-то похожи одна на другую, особенно – когда проигрывают…
Висловіть свою думку