Друзья привет.
В рамках еженедельного апдейта хочу остановиться подробнее на нашем законопроекте, который мы на этой неделе отправили по официальной процедуре. Эта процедура выглядит так: наш департамент → юристы/лит. редакторы → утверждение МЭРТ → засылка на ЦОВВы (МинФин, МинЮст, АМКУ…) → Секретариат КМУ → Урядовый Комитет → Принятие на Кабмине → Секретариат Комитета по эконом политике ВРУ → Зал 1-е чтение → Сбор предложений и правок депутатов / подготовка ко 2-му чтению → Зал 2-е чтение → Подпись Президента → Официальная публикация/вступление в силу.
Вот такой неблизкий путь нам всем нужно пройти до Нового Года.
Но перед этим – два слова про сам еженедельный апдейт и его смысл. Многие могут считать, что не за чем так часто писать о всем, что происходит внутри реформы. И эти посты приобретают все большую специфику и становятся интересны только инсайдерам, непосредственно участвующим в реформе публичных закупок.
Очевидно, так оно и есть. На самом деле этими постами я, конечно, во многом синхронизирую понимание всех участников – где мы сейчас находимся и чем занимаемся. Для тех, кто не участвует в реформе, снаружи может казаться, что мы (инсайдеры реформы: Департамент, Вестник, площадки, разработчики НГО, эксперты…) – здесь все единая дружная команда, встречаемся каждый день, все в курсе всего происходящего, имеем единую позицию и т.д. Но эта точка зрения, мягко говоря – не корректна. Наши взгляды очень часто противоположны, мы много спорим, иногда соримся. Я уже молчу о том, что Myroslav Opyr находится во Львове, Tato Urjumelashvili иDavid Marghania в Тбилиси, а Kristina Goutsalova – постоянно в дороге:) Но даже с теми, кто в Киеве, мы встречаемся где-то раз в месяц. А с друзьями из других министерств и ведомств и того реже:(
Так что эти посты крепко помогают быть on the same page. А поскольку скрывать нам нечего – не вижу, почему бы не публиковать эти апдейты на всех.
В общем, это все было длинное и пространное извинение за назойливость, если что:)
Итак, законопроект.
Финальная версия, ушедшая нашим юристам, по-прежнему находится здесь: https://docs.google.com/…/1nc8NnzBUGPAuhnVvfiRlNzpVld…/edit….
На самом деле осталось совсем мало вопросов, которые мы не решили на концептуальном уровне:
- Гарантия тендерного обеспечения
2. Закупки МинОбороны
Вопросы, по которым до сих пор довольно много обращений и на ФБ, и по всем другим каналам – в основном можно разделить на:
- требования точно определить в законе нормы, которые мы так определить не можем. Из наиболее громких сюда относятся:
- оценка без НДС – уже несколько раз писал, что для заказчиков плательщиков и неплательщиков НДС эта норма работает по-разному. Поэтому мы и отдаем ее на усмотрение заказчика. Возможные же перекосы и дискриминационность налогового законодательства мы не будем решать законом о закупках (точно также как законом о новой полиции, о высшем образовании и любой другой более и менее успешной реформой). Это вопрос НАЛОГОВОЙ реформы. Хотя мы все-таки сделали еще один шаг навстречу и добавили в 2ч ст. 21 – фразу об НДС. Гляньте кому интересно.
- точное определение Заказчика, определение «виробничої або комерційної основи» и т.п. Это определение пришло к нам от ЕС. Один и тот же субъект может быть или не быть заказчиком, попадающим под наше регулирование в зависимости от своей деятельности, а не формы собственности. Поэтому, еще раз обсудив это с нашим Проектом ЕС, мы пришли к выводу: оставить определение заказчика как есть.
- требование исключить закупку коммуналки по переговорной процедуре. Эту тему тоже уже несколько раз обсуждали. Она действительно создает колоссальные неудобства заказчикам, вынужденным проводить переговорную процедуру, при полной бессмысленности происходящего. Ни у кого кроме Киевэнерго, вы электричество в Киеве не купите. Это правда. Но построение конкурентного энергорынка – наше прямое обязательство перед европейцами. Исключив из закона эту норму сейчас, мы показываем европейцам свое отношение к этому обязательству, и 100% получаем в ответ жесткое противодействие от Делегации ЕС. Чистая политика. Но таков расклад:(
- Требование определить в законе то, что будет определено не в законе. Здесь все, что касается бесплатности электронной системы для заказчиков, полномочий площадок, открытости данных и других моментов относительно работы электронной системы, которые БУДУТ определены в Положении о функционировании электронной системы. Почему так? Потому что:
- Это правильно с точки зрения нормотехники. А желание запихнуть побольше в Закон (потому что депутаты не верят КМУ, народ не верит депутатам, НГО не верит никому и т.п.) не является с нашей точки зрения конструктивным.
- Нам нужна определенная гибкость на первых этапах работы системы. А менять распоряжение КМУ на порядок проще и быстрее, чем вносить правки в Закон. Те же, кто считает, что это#зрадаи КМУ будет вносить этими распоряжениями что попало – пусть хоть раз попробует провести хоть один документ через Секретариат Кабмина. А потом поговорим:)
Теперь по поводу концептуальных вопросов.
- Тендерное обеспечение (обеспечение взятых на себя по ходу процедуры обязательств) – наверное, самый сложный вопрос, который всегда стоял на повестке дня. Вот несколько базовых постулатов, на которых базируется наша логика:
- Тендерное обеспечение – это самый эффективный способ борьбы с тендерным троллингом. А в нашей модели, когда последовательно оцениваются предложения участников, это особенно важно, чтобы процедура не удлинялась искусственно.
- Во многих странах (Грузия, Корея) тендерное обеспечение является обязательным. Однако мы стоим на позиции – что в Украине заказчик сам должен решать. Потому что…
- Тендерное обеспечение является определенным барьером, ограничивающим участие и, как следствие, конкуренцию. Но насколько серьезным барьером – мы не узнаем, пока не попробуем.
- Тендерное обеспечение может существовать в разных формах: банковская гарантия, страховой полис, гарантийное обеспечение деньгами и т.п. Есть еще гарантия третьих лиц (порука), но она себя крепко дискредитировала. При этом заказчику по большому счету безразличен вид тендерного обеспечения – ему главное быстро получить компенсацию, если участник отказался от исполнения обязательств. А вот для участника вид обеспечения имеет значение. По опыту той же Грузии – для больших тендеров лучше подходит банковская гарантия, а для маленьких – денежное обеспечение.
- Тендерное обеспечение в любом виде не должно раскрывать информацию об участниках до момента раскрытия предложений (аукциона). Т.е. должно предоставляться участником либо в пакете с тендерным предложением (и тут своя сложность, т.к. сейчас нужен бумажный оригинал), либо должно выдаваться на третье лицо, попадающее под требования о конфиденциальности – площадки, ЦБД… главное – не сам заказчик.
- Площадки, могут играть роль правильного посредника в тендерном обеспечении. Это и совпадает с нашей изначальной логикой распределенной системы (побольше функций на площадки, поменьше государства), и соответствует интересам площадок. Понятное дело, что получив на себя денежное обеспечение, площадки смогут зарабатывать на размещении остатков. Однако есть два но:
i. Площадки должны стать финансовыми организациями и регулироваться соответственно. Мой богатый предыдущий опыт фондового рынка подсказывает, что там потенциальных сложностей еще на одну реформу:)
ii. Площадки в логике нашей реформы не являются субъектами процедуры (исключительно транспорт), а значит, не могут принимать никаких решений, связанных со списанием/истребованием обеспечения в пользу заказчика. Все может происходить только автоматически, исходя из четкого регламента!
Таким образом, проведя несколько встреч (за что отдельное спасибоDima Mazenko, который взвалил на себя эту тему и вызвался ее координировать) с банкирами, площадками, юристами – мы пришли к выводу оставить максимально открытым закон для будущего урегулирования тендерного обеспечения. И вернуться к вопросу после финализации Положения об электронной системе ближе к Новому Году.
- Закупки МинОбороны. Здесь было два момента:
a. Необходимость пока что использовать переговорную процедуру и, как следствие,#Prozorroдля переговорной процедуры. Как это происходит сейчас на основании Постановления КМУ. - Желание МинОбороны попробовать на себе так называемую «открытую рамку» – рамочное соглашение, где после первоначального отбора поставщиков в рамку, другие поставщики также могут быть добавлены в будущем. Кроме того, для этих целей отлично подходят электронные каталоги, из которых потом в полуавтоматическом режиме можно быстро и просто покупать простые товары.
После длительных обсуждений с Andriy Kucherenko, который в данном случае представлял МинОбоороны:), пришли к выводу, что сделаем отдельный закон про закупки «в особливий період» (будем надеяться, он когда-нибудь все-таки закончится). Сейчас Тетяна Доманова этот закон финализирует. На уровне КМУ два законопроекта будут объединены в пакет и дальше в ВРУ пойдут уже вместе.
Не буду утомлять всех нашими другими активностями и достижениями. Было как всегда много и публичных мероприятий, и поездок в регионы, и серьезного продвижения в обучении, разъяснениях и риск-менеджменте. Но пост и так получился в полтора раза длиннее.
Всем хорошей рабочей недели.
Стоїмо!
Висловіть свою думку